Журналисты «Самарских известий» проверили, насколько удобно добираться на общественном транспорте до удаленных районов города
27 июня 2015 годя в статье «Прокатили с аптечками» (№89 (6950)) «Самарские известия» написали о работе городского муниципального транспорта летом, во время сильной жары. Тогда наши корреспонденты выяснили, что в длинных пробках, когда люди от духоты падают в обморок, помочь пассажирам не может никто: далеко не у каждого водителя в кабине есть аптечка, и далеко не каждый кондуктор знает, как себя вести в чрезвычайной ситуации.
Спустя неделю после этой публикации в редакцию обратилась наша читательница Валерия Макарова, которая рассказала, что жителей ЖК Волгарь не очень волнует проблема с аптечками. Ведь для них за счастье считается уже сесть в автобус, чтобы ехать домой.
В тесноте и в обиде
«В сторону Сухой Самарки и 116км почти невозможно добраться без каких-либо проблем: пробки, небольшое количество муниципальных маршрутов и, конечно, жара в старых «пазиках» (да и новых «мазах» тоже)», - пишет Валерия Макарова.
Наша читательница выделила две основные транспортные проблемы жителей Волгаря:
«Во-первых, хотелось бы рассказать о маршруте «5д». Несколько лет назад льготы на нем совсем не действовали. Потом один льготный «пазик» стали пускать каждые 20 минут. Сейчас все гораздо лучше: весь автопарк заменили новыми «мазами», в каждом из которых есть кондуктор, а значит, действуют льготы. Но все равно вечером в час пик автобус, мягко говоря, переполнен. Да так, что некоторые не могут втиснуться внутрь - приходится оставаться на остановке, ждать следующего. Водители жалуются на перегруз, люди - на духоту и тесноту. И так мы добираемся до дома с работы каждый день. В сторону Сухой Самарки на единственном льготном маршруте «5д», (не считая 17-го, по которому курсирует, кажется, один льготный «пазик», и новокуйбышевского 19-го автобуса, который следует от Хлебной площади до Гранного, но в нем не всегда читаются самарские транспортные карты). Есть еще 127 маршрутка до Новокуйбышевска. Вот, в общем-то, и все, что ходит в сторону ЖК Волгарь. Район растет и заселяется, однако не заметно, чтобы увеличивалось число автобусов».
Длинный путь до «Заливной»
Остановка «Заливная», вернее длинный и не самый удобный путь до нее, – еще одна большая проблема, о которой рассказывает Валерия:
«Заливная» - остановка, на которой выходят те, кто живет в Волгаре. Правда, чтобы дойти до дома, понадобится еще минут 5-10 быстрым шагом вдоль трассы, мимо кустов и озера, где совсем нет фонарей. Ночью идти страшно, а днем грустно наблюдать за тем, как мимо тебя проезжает твой автобус, а до остановки еще идти и идти. «Заливную», вроде как, хотели перенести ближе к домам, но уже несколько лет ничего не делается», - закончила свое письмо жительница Волгаря.
Кроме ЖК Волгарь в Самаре есть еще несколько удаленных от центра районов. Журналисты «Самарских известий» проверили, насколько удобно добираться на общественном транспорте до Мехзавода, Крутых Ключей и Южного города.
Один маршрут
В Южный город сегодня ходит только один маршрут - №141. Он курсирует от микрорайона до центрального автовокзала, через автостанцию Аврора каждые полчаса. Житель Южного города Владислав Сидоров рассказал, что попытки пустить еще несколько маршрутов были. Правда, не слишком удачные: «Первое время к нам приезжал109-й автобус. Он довозил пассажиров до автовокзала через центр города, что было очень удобно многим жителям микрорайна. Но ходил он настолько нерегулярно, что было очень трудно угадать, когда приедет автобус. Так, в одни выходные он мог выйти на маршрут, а в другие уже нет. Из-за этого, естественно, пассажиропоток был маленький, и автобус курсировать перестал. Спустя какое-то время маршрут возродили. Правда, всего на пару дней, так что многие даже не узнали об этом, и снова отменили по той же причине – слабый пассажиропоток».
Подобная история, по словам Владислава, произошла недавно с еще одним маршрутом №461: «Эти автобусы пустили совсем недавно. Сначала в тестовом режиме. Они должны были ездить до Крутых Ключей. Но, не прошло и недели, как и этот маршрут закрыли. Причина все та же. Видимо, за несколько дней сделали вывод, что микрорайон не нуждается в таком транспорте».
В конце концов стабильно курсируют только автобусы №141, поэтому они ездят постоянно забитые пассажирами. При этом уехать на общественном транспорте в Южный город после 21:00 уже не удастся. Именно в это время от автовокзала отъезжает последний автобус.
«До центра теперь вообще напрямую никак не доедешь. С пересадками получается накладно, ведь льгот на 141-м нет. Для того чтобы до нас доезжали «мазы», на которых принимают оплату картами, нужно сооружать площадку для заезда и разворота автобуса», - рассказывает Владислав Сидоров.
На фоне этих проблем, пробки кажутся жителю Южного города ерундой: «Сегодня мы с другими жителями собираем подписи, чтобы вернуть 109-й маршрут. Только на этот раз с постоянным графиком. Людям нужен этот автобус, так как это единственный способ добраться до центра».
Туманные перспективы
Для того, чтобы выяснить, станет ли дорога до города и обратно значительно проще, мы позвонили руководству компаний-строителей указанных отдаленных районов:
Еще не дослушав до конца вопрос, помощница генерального директора компании «Древо» («Южный город») Алина Мещерякова начала на него отвечать. «Конечно, мы будем расширять количество транспорта, следующего по маршруту до «Южного города». Планируются воздушное метро, канатная дорога, трамвайная линия через мост, дополнительные троллейбусные маршруты». Однако когда эти наполеоновские планы воплотятся в жизнь, собеседница не уточнила: «Разные проекты в разное время. К сожалению, человек, ответственный за это, сейчас в отпуске. Подробную информацию я вам дать не могу».
Ответ представителя группы компаний «Амонд», руководящей строительством ЖК «Волгарь», был еще более туманным: «Определенные планы есть, но прямо сейчас мы сказать не можем. Сами понимаете, тема щепетильная». В общем, приходите завтра.
Вежливая девушка с «горячей линии» «Корпорации Кошелев» перенаправила нас в диспетчерскую управляющей компании «Авиакор-Стандарт».
С наступлением лета для тысяч жителей Мехзавода и Крутых Ключей дорога с работы до дома превратилась в каждодневное испытание физической выносливости и нервов. Особенно характерно это, пожалуй, для муниципального автобуса 67-го маршрута. К ставшим уже привычными пробкам перед улицами Революционной, Советской Армии и Кирова добавился колоссальный затор в районе улицы Алма-Атинской. Пик пробок приходится не только на пятницу, что неудивительно, но и на вечер среды. Именно в этот день недели во многих садово-огородных товариществах включают воду для полива, и тысячи дачников устремляются на свои приусадебные участки, намертво перекрывая Московское шоссе - от Ташкентской до 18-го километра. Поездка домой, занимавшая зимой 30-40 минут, теперь растягивается на полтора-два часа. И часы эти приятными никак не назовешь: духота, теснота и запах пота десятков людей.
Автобус движется рывками, и в переполненном салоне кто-то кого-то неизбежно задевает, толкает, наступает на ногу. Казалось бы, пустяки, дело житейское. Но утомленные духотой и долгой дорогой люди любой неосторожный толчок воспринимают как личное оскорбление, если не как покушение на жизнь и здоровье. И вот уже раздаются со всех сторон гневные окрики. Кричит мама с коляской, которой не дают встать к окну, кричит пассажир, которому эта самая коляска наехала на ногу, кричит измученный духотой малыш.
Пассажиры ругаются не только друг с другом, но и с кондуктором, и даже с водителем. Те зачастую не остаются в долгу.
Но вот автобус достигает спасительного кольца на 18-м километре и набирает скорость. Из люков и форточек начинает тянуть живительной прохладой, и пассажиры сразу веселеют, добреют и забывают недавние неприятности. В руках появляются телефоны: людям не терпится поскорее сообщить своим близким радостную новость: «Я скоро буду дома!»
Здравствуйте, дорогие пассажиры!
Вечерние поездки в 67-м автобусе – дело и, вправду, очень нервное. Однако одно только хорошее настроение водителя может сделать дорогу гораздо легче и приятней. Было это около девяти часов вечера. После сорокаминутного ожидания на горизонте появился заветный белый «маз». Как только он доехал до остановки, люди ринулись к еще не открывшимся дверям. Самые сильные и смелые с трудом протиснулись в салон, и автобус тронулся. Водитель, видевший, какая обстановка в салоне, решил подбодрить людей. По громкоговорителю он бодро на весь автобус произнес: «Здравствуйте, дорогие пассажиры! Давайте немножечко отойдем от дверей, продвинемся в начало и конец автобуса. В тесноте, да не в обиде, все до дома доедем!» Затем он объявил следующую остановку и умолк.
Все вокруг невольно улыбнулись. И так через каждые две остановки, кроме стандартного объявления, он добавлял что-нибудь приятное. На конечной – в Крутых Ключах – водитель пожелал четверым последним пассажирам хорошего вечера закончил словами «До новых встреч!»